Главная

Новости для норильчанина

Учредитель и первый редактор газеты "Норильчанин" в сентябре получил приглашение занять должность директора информационного центра "Норильские новости". После перехода на новую работу Виталий впервые выступает на страницах своей бывшей газеты, как гость.

- Это интервью появится на страницах газеты "Норильчанин", поэтому я хочу начать с вопроса, который наверняка интересует ее читателей: что будет с "Норильчанином"?

- Газета будет жить дальше, но я в ней уже не работаю - у "Норильчанина" будет новый главный редактор.

- Кто ее будет делать?

- Мои бывшие коллеги и новые люди, которые, надеюсь, скоро придут в газету. Место главного редактора пока остается вакантным - поиски подходящей кандидатуры на эту должность продолжаются.

- А разве его не может занять кто-нибудь из журналистов редакции?

- К сожалению, нет. Главный редактор городской газеты - фигура публичная, а большинство журналистов "Норильчанина" предпочитают, что называется, "не светиться". Некоторые даже работают под псевдонимами. Так повелось еще с тех времен, когда на нашу газету оказывалось сильное давление.

- Сейчас это давление исчезло?

- Оно исчезло гораздо раньше, примерно на втором году жизни газеты. Когда стало понятно, что "Норильчанин" - не сиюминутный проект, а серьезная городская газета, с которой надо считаться.

- Почему же тогда люди по-прежнему не хотят себя называть?

- Примерно по той же причине, по которой люди появляются в интернете под вымышленными никами. Людям, скрытым за псевдонимом, легче выражать свои мысли. Тем более, если в настоящей жизни этот человек трудится, например, в городской администрации.

- В "Норильчанин" пишут чиновники администрации?

- Да, такое бывало...

- Насколько мне известно, некоторые статьи вы тоже писали под псевдонимом?

- Да, я подписывался, как Алексей Вернадский.

- Значит, статьи Вернадского мы больше не увидим?

- Да. С моим уходом из газеты исчезнет то, что писал лично я: статьи Вернадского, сериал "Будни Нарыловки", ну и, разумеется, редакторские колонки.

- Газете "Норильчанин" скоро исполнится пять лет. Накануне этой даты ее покидает главный редактор. Удобный повод подвести итоги.

- Самым хорошим поводом подвести итоги было награждение в январе прошлого года. Тогда "Норильчанин" признали лучшей городской газетой Красноярского края. Для издания, которому на тот момент было всего три года, это очень высокий результат. Примерно в то же время сайт "Норильчанин" стал одним из победителей во всероссийском конкурсе интернет-проектов "Новая реальность". Вообще на то время у нас уже был целый арсенал наград - дипломы и призы различных всероссийских конкурсов. Хотя самой большой победой я считал и считаю признание норильских читателей.

- Звучит, простите, как газетный штамп...

- Я поясню. У нас в городе очень умная и требовательная аудитория. И это не просто дежурный комплимент, а констатация исторического факта. Достаточно вспомнить, из кого сформировалось население Норильска и станет понятно, что народ здесь живет особенный. Кстати, доля людей с высшим и специальным образованием в Норильске заметно выше, чем в остальных российских городах. Так что понравиться такой публике - задача непростая.

- Теперь расскажите о своей новой работе. Вы стали директором муниципального учреждения "Норильские новости". Фактически перешли работать в городскую администрацию. Не слишком крутой поворот для редактора оппозиционной газеты?

- Вполне логичный поворот. Я часто критиковал работу норильских СМИ. Видимо, моя критика была достаточно конструктивной, если в итоге мне самому предложили руководить муниципальным информационным центром. Тем более, что в главном подразделении этого центра - "Заполярной правде" - я в свое время проработал пять лет, пройдя путь от корреспондента до главного редактора.

- Но ведь директор - это не редактор. Это совсем другое.

- В такой организации, как информационный центр "Норильские новости", эти функции довольно тесно переплетены. Кстати, до 2003 года они были совмещены - редактор и директор в одном лице. Для меня совмещение привычно: в "Норильчанине" мне приходилось решать не только творческие задачи, но и массу организационных и финансовых вопросов. К тому же, я экономист по образованию, специализация - "Управление предприятием".

- Значит, вас пригласили на эту работу, как "конструктивного критика". Стоит ожидать серьезных перемен в городской газете?

- Да, перемены готовятся, и довольно серьезные. Только читатель их ощутит не раньше чем через два-три месяца. Я поборол в себе соблазн сразу что-то резко исправить и решил подойти к переменам системно. Сперва будет разработан поэтапный план перестройки, и ориентировочно в начале будущего года мы приступим к его реализации.

- Что-то из этих планов вы уже можете озвучить?

- Если не говорить о структурных и экономических изменениях в самом центре, на которых сейчас тратится много сил, то нашу главную цель можно описать простыми и понятными словами: газета "Заполярная правда" должна стать более интересной и информативной. Какой и должна быть классическая городская газета.

- Но ведь муниципальная газета по определению консервативна.

- Не согласен. Времена меняются. Еще более консервативной организацией можно назвать, к примеру, музей. Но посмотрите, как за последние пять лет поменялись музеи. Сегодня это не просто залы с пыльными экспонатами и бабушкой-вахтершей - сегодня это высокотехнологичные комплексы, с интернетом и плазменными панелями.

- Некоторым, кстати, больше нравятся пыльные экспонаты...

- К сожалению, мало кто может себе позволить сегодня оставаться прежним. Консерватизм в наши дни - это большая роскошь. Время требует перемен.

- Вы сторонник идеи, что всякая деятельность должна приносить прибыль?

- Нет, есть масса сфер, который, на мой взгляд, нельзя смешивать с коммерцией: воспитание детей, массовый спорт, социальная помощь, борьба с наркоманией и так далее. Поддержать эти сферы способно лишь государство или крупный бизнес. Все остальное рано или поздно "уйдет в рынок". Лучше быть готовым к этом заранее.

- Но ведь если говорить о СМИ, то их стремление заработать деньги мешает объективности.

- Смотря что считать товаром. Если торговать газетными площадями, размещая любой материал, за который платят, то, разумеется, ни о какой объективности речи быть не может. Но если в качестве товара читателю предлагается информация, добытая журналистами, то здесь объективность крайне необходима, потому что за ложную информацию никто не захочет платить. Это более сложный путь, но он дает лучший результат. Зарабатывать нужно репутацию, а не деньги. У изданий с хорошей репутацией отбоя нет в рекламодателях.

- Вы уверены, что вам удастся реализовать свои планы?

- Уверен, потому что у меня уже есть опыт в реализации самых разных проектов. Даже тех, которые по началу казались невозможными.

- Например?

- Расскажу два примера. В конце девяностых мне предложили поучаствовать в создании новой радиостанции. Уже был составлен список необходимой аппаратуры - проигрыватели, магнитофоны, микшеры, микрофоны - список тянул на внушительную сумму. Кроме того, была большая проблема найти людей - параллельно с нашей, в городе открывалось еще две радиостанции. Я тогда уже знал о существовании цифрового формата звукозаписи mp3, и у меня появилась идея сделать радиостанцию на компьютерах. В них загружается музыка, рекламные ролики, сигналы точного времени и так далее. Сама мысль, что радио может работать без ведущих в студии, тогда многим показалась абсурдной. Но через два месяца появилась радиостанция, в студии которой не было ничего кроме компьютеров - они крутили музыку, выдавали рекламу и прочую информацию. Операторы заезжали в студию на полчаса, чтобы обновить информацию в машинах. Если бы у нас был тогда интернет, мы бы даже в студию не ездили. Сегодня каждая вторая радиостанция работает по такому принципу, но в конце 90-х это был первый эксперимент такого рода в нашем городе. Я не удивлюсь, если окажется, что он был первым и в Красноярском крае.

- А про какую радиостанцию идет речь?

- Она называлась "Северный город" и выходила на 106-й частоте. Мы привлекли в соучредители телекомпанию "Северный город", чтобы использовать популярный бренд. Сейчас на этой волне крутят "Авторадио".

- А вторая история?

- Вторая история - "Норильчанин". Когда идея создания газеты только обсуждалась, меня постоянно спрашивали: где будет помещение редакции? Я отвечал: помещения не будет. Газету мы решили делать в сети, каждый на своем личном компьютере. Никто не верил, что получится. Но именно так и получилось: кто-то писал статьи, кто-то работал с письмами, кто-то делал фотографии. Потом все это отправлялось дизайнеру. Он присылал мне готовые макеты, которые я редактировал и переправлял в типографию. Газета создавалась в виртуальном пространстве, и только из типографии выходила на бумаге.

- Из этих историй можно сделать вывод, что вы тот, кто привык начинать что-то новое.

- Пожалуй. Мне всегда нравилось что-то создавать.

- Но ведь газета "Заполярная правда" и центр "Норильские новости" - это уже устоявшаяся организация, здесь трудно что-то создать с нуля.

- И очень хорошо, что не все нужно создавать с нуля. Уже много хорошего создано. Просто я знаю, как можно сделать еще лучше. При этом я прекрасно понимаю, как ценны традиции, и как важно их беречь. "Заполярная правда" - ровесница Норильска, ей в декабре исполняется 55 лет. Но такой почтенный возраст совершенно не означает, что газета не может развиваться и быть современной.

беседовал
Юрий ПАВЛОВ